Единственная категория населения, которая инертно участвует в образовательных экспериментах - это сами дети,
ради которых, якобы, и делаются все изменения. Но дети молчат не потому, что их совсем не интересует собственная судьба ,а потому, что мы не учим их отстаивать свою позицию, позитивно мыслить,  быть социально значимыми людьми.
А зря. Впереди страну ожидает переход на 12-летнее образование.  Детям придется делать серьезный выбор.

Партнерство во имя будущего

В научных изданиях профессиональная ориентация понимается как «система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества» - все это предполагает серьезную работу по разработке программ по профориентологии. Однако, похоже, нашим старшеклассникам придется выбирать профессию без научной подоплеки.

Проблема состоит в том, что подростки не в состоянии сами сделать выбор, им нужна квалифицированная помощь психологов, преподавателей, родителей. В новой концепции по 12-летнему образованию профориентационной работе будет отводиться два года, но опыт таких стран, как Япония, Корея, Франция, Германия показывает, что этой работой там начинают заниматься с детского сада. Именно в этом возрасте дети начинают накапливать знания о различных профессиях и их значимости. Переход на эксперимент по профильному обучению в нашей стране  будет проходить без предварительного предпрофильного этапа, что создаст некоторые трудности для ребят. В связи с этим хотелось бы рассказать об опыте работы по профориентации подростков, которую проводит корпорация «Шеврон».

Проект «Партнерство во имя будущего» охватывает социальные программы корпорации «Шеврон», связанные с детьми. Одним из таких проектов является «Ранняя профессиональная ориентация детей из детских домов и интернатов». Начался этот проект в январе 2005 года, в нем участвовало 22 подростка. В 2006 году количество детей увеличилось до 110 человек – это воспитанники детского дома №2 и школы-интерната №8 г. Алматы.

Партнером и оператором проекта является Общественный фонд «Центр альтернативного образования «Достижения молодых», проект проводится при поддержке Министерства образования и науки РК, департамента образования г. Алматы на базе ПТШ №10 и Алматинского колледжа экономики и технологий (бывшее ПТШ №18).

Работая с контингентом «государственных» детей, надо принимать во внимание низкую социализацию этих детей. У ребят низкие бытовые навыки, отсутствуют карманные деньги, нет накопления информации о существующих профессиях и о профессиональных  учебных заведениях города. Правда, как показали исследования, у «домашних» детей - те же самые проблемы, а  уровень социализации не намного выше. Практика показала, что ребята, получившие среднее специальное образование, зачастую не идут работать по своей специальности, объясняя это тем, что при поступлении им навязали свое мнение взрослые и они «неправильно» выбрали профессию.

Сотрудники корпорации «Шеврон» и ЦАО «Достижения молодых» предложили ребятам познакомиться с наиболее востребованными профессиями в г. Алматы и сделать самостоятельный выбор в пользу той или иной профессии. Были сформированы 9 групп по специальностям: повар, кондитер, парикмахер, мастер сантехнического оборудования, мастер по деревообработке и мебели, мастер-отделочник, автомеханик, официант-бармен и информатик. Два раза в неделю ребята посещают практические занятия в ПТШ, т.е. все занятия проводятся в мастерской, и теория дается параллельно с практическими навыками. Весь проект разделен на две равные части,  и ребята имеют возможность в течение года поработать в четырех различных мастерских. Количество занятий по практике – 30 часов.

Второе направление работы включает в себя занятия по социализации. Составляя программу с психологами, мы учитывали возрастные и социальные  особенности детей.

Занятия психологов по социализации  проходят небольшими группами и носят характер тренингов по отдельным темам: «Мои цели». «Как добиваться поставленной цели», «Коммуникативные навыки», «Навык самопрезентации»  и т.д. Вторая часть тренингов будет посвящена карьере: «Маркетинг личности», «Планирование карьеры», «Бюджет семьи», «Карманные деньги», «Реальная стоимость вещей», «Альтернатива выбора».

Каждый подросток посетит 14 занятий. Тренинги проводят опытные тренеры-психологи, имеющие навык работы с детьми. В этом году большая часть ребят из проекта будет поступать в колледжи и ПТШ, и предварительное знакомство с этими учреждениями упростит задачу дальнейшего выбора.

Ребятам, которые участвуют в проекте «Шеврона», судьба сделала хороший подарок, а как быть с остальными детьми, у которых не было возможности получить элементарные навыки самоопределения? Круг снова замкнулся, и каждый последующий год мы будем получать  специалистов, неудовлетворенных своим выбором, и это будет продолжаться до тех пор, пока мы не поймем, что проблема профориентации – глобальный вопрос, которым надо серьезно заниматься.

Тамара Ильичева
президент Общественного фонда «Центр альтернативного образования
«Достижения молодых»


назад

Ассоциация Школьных Общественных Организаций
 Адрес: 050005, Алматы, ул. Тлендиева 59-31, Телефон: (8 727) 269 57 46 E-mail:

 ptakz@mail.ru


Фото-видеосъемка выпускных вечеров,школьных альбомов,love story,свадеб,
tv-рекламы и др. дизайн и разработка pachypodium@mail.ru
Сайт управляется системой uCoz