Что делать, если малышу давно пора разговаривать, а он предпочитает отмалчиваться, растет молчуном?
Успокаивать себя тем, что и у соседа ребенок долго молчал, а потом заговорил или срочно обращаться к специалистам за помощью?
Роза Айтжановна Ахметова, директор единственного в республике центра САТР говорит,что
чем раньше такие дети пройдут диагностику, тем  эффективнее будет оказанная помощь.
Она уже много лет поднимает вопрос о ранней диагностике и коррекционно-педагогической поддержке детей.

РАЗвитие, ДВА – свитие?!

Будем  Гоголя  читать?

Я знаю молодых мам (и не одну), которые гордятся тем, что их годовалые детки успешно читают наизусть Пушкина. Логичный вопрос «зачем», их не касается. А зря. Говорят, в стране, так же как и в Европе, идет повальное увлечение ранним развитием детей, которое стало чуть ли не модным. Детей с пеленок обучают нескольким языкам, учат их читать, играть в шахматы. Но оставляют без внимания их умение правильно держать ложку, убирать за собой игрушки, самостоятельно одеваться. Специалисты же утверждают, что модные перегибы тешат самолюбие родителей, но совсем не полезны малышам. Первая и святая обязанность родителей – правильно развивать детей. О чем идет речь?

Оказывается, многие родители не знают, во сколько месяцев у ребенка должны начать расти зубы, к какому возрасту он должен уметь самостоятельно сидеть и ходить, складывать слова в предложения и так далее. При Союзе в детских поликлиниках были кабинеты здоровья, которые   в период перестройки благополучно умерли. Их «оптимизировали». В настоящее время в стенах САТР разрабатывается новый проект, который в перспективе обеспечит создание в стране службы развития детей раннего возраста. Родителям и детям вернут кабинеты здоровья.

Папы и мамы смогут получить консультацию, как развивать ребенка,  что  у него  развивать. Роза Айтжановна считает, что есть основные позиции, о которых родители должны знать все: уход, питание и развитие. Развивать надо мелкую моторику, речь, эмоциональную сферу.  Она говорит: «Мамам надо научиться распознавать сигналы, которые подает ребенок. Плач – это его речь: когда он сердится или когда ему больно, он плачет по-разному.  Плач – это  первые речевые контакты, поэтому не надо малыша  учить считать и писать. Его надо научить элементарным вещам».

А что касается проблемы неразвитой речи у детей, на этот счет специалисты  замечают, что речь начинает развиваться нормально тогда, когда у ребенка развиты навыки самообслуживания. Если он сам не умеет надевать штаны, то ни о какой речи нельзя вести разговор. Речь развивается, когда ребенок осознает свое «я».

Чем  раньше,  тем  лучше

А если у ребенка действительно есть задержка развития речи? Что тогда? Роза Айтжановна признается, что ей как профессиональному дефектологу, этот вопрос всю жизнь не давал покоя. Потому что дети из группы риска не такая уж редкость для Казахстана: огромное количество малышей рождаются немыми и глухими, но выявлением  этого никто не занимается. Слишком поздно становится ясно, что у детей серьезные проблемы. На них вешают ярлык «дети с ограниченными возможностями» и все.  Поэтому главная задача заключается в том, чтобы вовремя выявить детей с риском отставания в развитии.

Во всем мире государства вкладывают средства в детей раннего возраста, дошкольного. «После семи-восьми  лет заниматься коррекцией поздно», - говорит Роза Айтжановна и рассказывает, что первыми были американцы, кто пропагандировали раннее вмешательство в развитие детей. Они даже приняли соответствующий закон. Когда они его просчитывали, увидели, что  один доллар, вложенный в ребенка в раннем возрасте, в будущем бережет государству восемь. Вывод: чем раньше государство начнет  помогать ребенку и обучать его родителей ( за детками с ограниченными возможностями нужен особый уход), тем лучше будет результат.

Врачи приводят пример,  когда выявленная патология слуха в двухмесячном возрасте легко корректируется в последующие годы, и в семь лет ребенок может спокойно  пойти учиться  в общеобразовательную школу, а не в специальную. Уже много лет центр занимается такой диагностикой самостоятельно. По результатам его работы  36 % детей после коррекции идут в общеобразовательные школы. Специалисты утверждают, что результат был бы еще лучше, если бы на эту проблему обратило внимание государство. Существуют скрининг-аудиметры, с помощью которых  в роддомах у новорожденных  можно выявить нарушения слуха. К сожалению,  ни в одном  из 176 роддомов Казахстана такой  аппаратуры нет.  Для решения этой проблемы нужно 200 тысяч долларов. Своевременная диагностика позволит слухопротезировать детей, начиная с 2 месяцев подключить сурдопедагогов. Только такая работа может помочь  больным детям адаптироваться в жизни и в перспективе обучаться в общеобразовательных школах. За границей для слабослышащих детей нет специальных школ, они учатся в общеобразовательных. Если в нашей стране будет поддержана идея ранней диагностики, многие проблемы детей с ограниченными возможностями будут решены.

Роза Айтжановна: «Мы смогли создать модель новой системы специального образования, взяв за начальный этап  раннее выявление проблем у детей. Нас поддержало здравоохранение. Система была положена в основу закона, который был принят в 2002 году: «О социальной и медико-педагогической коррекционной реабилитации детей с ограниченными возможностями».


назад

Ассоциация Школьных Общественных Организаций
 Адрес: 050005, Алматы, ул. Тлендиева 59-31, Телефон: (8 727) 269 57 46 E-mail:

 ptakz@mail.ru


Фото-видеосъемка выпускных вечеров,школьных альбомов,love story,свадеб,
tv-рекламы и др. дизайн и разработка pachypodium@mail.ru
Сайт управляется системой uCoz