Недавно в Алматы в академии образования
имени Алтынсарина при участи чиновников от образования обсуждался вопрос о
введении в вузах попечительских советов. Кто и о чем должен печься, если речь
идет о великовозрастных детках – студентах?
Куляш Оразбекова, профессор, доктор
педагогических наук, действительный член Нью-Йоркской академии, преподаватель
АГУ считает, что попечительские советы помимо экономической поддержки вузов в
первую очередь должны уделить внимание формированию морального облика студента.
Кураторы давно не справляются с воспитательной работой,
они благополучно собирают средства со студентов на нужды вуза и на этом их «великая» миссия заканчивается.
Между
тем в студенческой среде творится что-то
невообразимое.
Студенты замарали «облико-моралле»
Когда в кармане густо
Преподавательский состав любого высшего учебного заведения может сказать, что молодежь приходит в вуз агрессивная, антивоспитанная, высокомерная. Отдельные студенты позволяют себе повышать голос на учителей, хлопать дверями и вести себя откровенно нагло только потому, что они имеют деньги, которые решают все их проблемы. Деньги стали основным критерием учебы. Есть студенты, которые подвозят на работу некоторых преподавателей, те в знак благодарности ставят им нужные отметки. Ни для кого это не секрет, однако, никто не собирается менять сложившиеся в вузах «рыночные» отношения. Существуют определенные таксы за сдачу экзаменов: с тех, кто одет побогаче, преподаватели просят по пять тысяч тенге за один экзамен, кто в одежде проявляет сдержанность и скромность, платят по три тысячи тенге. Куляш Оразбекова говорит, что во многих вузах среди педколлектива студенты поделены как подопечные. Даже у уборщиц и кадровичек есть свои «дети», протеже которых они являются, за которых хлопочут перед деканатом. Деньги, деньги…
А студент-то – голый!
Куляш Оразбекова считает, что образ студента давно изменился в худшую сторону. Общество стало избавляться от коллективщины, но в поиске своеобразия ушло так далеко, что начались перегибы с проявлением индивидуальности. В частности, педагог с полувековым стажем считает, что студенты педагогических вузов должны одеваться как подобает интеллигентному человеку: со вкусом, опрятно, эстетично. Увы. Девушки, будущие учителя истории, литературы и иностранных языков предпочитают ходить на лекции полуголыми, в прозрачных блузках, с открытыми пупками, в таких мини-юбках, из-под которых хорошо видно нижнее белье. Подобные вкусы несколько шокируют педагогов старшего поколения. Они бьют тревогу, потому что знают, чем «распутство» в одежде может закончиться. Завтра такой педагог придет в школу в начальные классы, и будет подавать пример детям. Спрашивается, какой пример?
Куляш Айтмолдановна рассказывает, как однажды она сделала замечание одной их студенток, обратила ее внимание на непотребную одежду, в которой, по ее мнению, можно ходить на вечеринку, но никак не на лекции в государственный вуз. Девушка пожаловалась на строгую учительницу декану, и та вызвала «ретро-педагога» на ковер. Попросила впредь не поучать студентов, кому в чем ходить, сослалась на то, что в стране – демократия, поэтому молодежь сама знает, в чем ей ходить на занятия, а в чем нет. «Я понимаю, если бы так мыслила невежественная необразованная колхозница из аула, которая не понимает, в чем суть демократического общества. Но даже в ауле люди понимают, что демократия – это не разгул нравов, что народ должен сохранить свою культуру и достоинство при любом общественном режиме: демократическом или феодальном. Современных девушек-студенток никак нельзя назвать носительницами казахской культуры. Они безнравственны и некультурны, - с болью говорит Куляш Оразбекова и добавляет, – я не предлагают облачить всех молодых леди в паранджу. Но и ходить голыми на занятия нельзя!»
Крутому студенту можно все!
Это уже перестало будоражить умы взрослых: студенты приплачивают вахтерам, чтобы те разрешили им в свободное от занятий время, уединиться с друзьями в аудитории и провести там время с девушками. Несговорчивым вахтерам-моралистам угрожают физической расправой или увольнением с работы. У студентов есть связи, у студентов есть деньги – они действительно могут проявить власть своих богатых родителей, и что самое удивительное, им не стыдно говорить об этом открыто, как будто в тех аудиториях они защищают Нобелевские премии, а не занимаются на партах сексом.
«Вы спрашиваете, почему так сильно изменился облик современного студента, - спрашивает Куляш Оразбекова, - потому что молодежь видит, что все продается и покупается. Даже в вузах, храмах знаний, господствует мафиозно-коррупционно- взяточническая система, в которой никто не наказуем. Оценки можно купить. Диплом можно купить. Любовь можно купить. Рабочее место можно купить… Зачем учиться?
Ассоциация Школьных Общественных Организаций |