Чтобы отстаивать интересы своих детей,
родители должны знать их и свои права

назад

Родительские «инструменты»

Кажется, сколько можно заседать папам (а чаще – мамам), учителям, чиновникам от образования  и говорить об одном и том же: у школы – проблемы, не хватает средств на материально-техническую базу, качество образования оставляет желать лучшего?! Однако, когда АШОО в очередной раз  пригласила представителей родительских фондов на большой разговор и предложила не только обсуждать, но и разъяснять родителям их права, стало ясно: заседать стоит. Родительское движение изменилось. И Ассоциация в тон времени предложила новое развитие старой темы. 

Про  спецсчета,  слеты и  свободный  микрофон…

Круглый стол проходил в Алматы и собрал заинтересованных людей со всего Казахстана. Вопреки школьным традициям заседание получилось неформальным и живым. Обстановка была доверительная, высказывания  - смелыми. В результате, разговор оказался гораздо шире одних только родительских прав. Взрослые наметили круг вопросов, решение которых потребует от них пристального внимания и активного участия. Вот некоторые из них…

Лариса Зверева, г. Шымкент:

«У нас в городе 70 государственных школ. Из них только в двух созданы родительские фонды. Поэтому подобные встречи – это мастер-классы. Нам нужны информации общение, позитивный опыт взаимодействия учителей и родителей, государства и НПО.  Тем более, что родительская активность продолжает оставаться очень низкой…»

Наталья Дубровина, г.Караганда:

«У нас наметилась тенденция: фонды закрывают. И если вчера я думала, что в этом нет ничего особенного, то сегодня, присутствуя на круглом столе, понимаю, что этого нельзя допустить. У родителей должны быть механизмы участия в образовательном процессе. Кроме того, родители могут стать активными помощниками учителей в деле воспитания детей. Надо только, чтобы  у тех и у других было больше информации. АШОО подготовила хороший семинар о роли отцов в воспитании детей. Мы много узнали нового, полезного. Нам нужна такая помощь».

Анаргуль Каржауова, г.Уральск:

«Как организовать родительскую общественность? Наш родительский фонд уже несколько лет развивает такое направление как профподготовка детей из малообеспеченных семей. Нашли партнерские организации, в которых ученики знакомятся с будущими профессиями. В школе действует ученическое самоуправление «Болашак» - обучение молодых лидеров. У нас накоплен хороший опыт, мы могли бы поделиться своими наработками».

Наталья Дубровина, г. Караганда

«Что такое спецсчета? У нас уже есть родительский фонд, который точно так же накапливает средства, поступающие от родителей. Мне хотелось бы понять, как можно обеспечить прозрачность такого счета? Вообще, хочется иметь больше информации о том, что это такое -  спецсчет»?

Городским акиматам выгодно, чтобы в школах были родительские фонды, ведь мы самостоятельно решаем многие вопросы. Например, фонд нашей школы два раза в год проводит большие родительские слеты на уровне города. На этих форумах  обязательно включается свободный микрофон, где родители могут высказать наболевшие проблемы, поделиться мнением, задать вопросы. Такое общение помогает делать качественный мониторинг  состояния дел в школах города. Родители выносят на поверхность то, что отсутствует в отчетах директоров школ».

Про  фонды,  директоров  школ и  сотрудничество

Среди прочих «больных» тем, вопрос о существовании родительских фондов оказался на первом месте. Разговор постоянно сворачивал в сторону фондов и взаимоотношений с  директорами школ…

...Общественные фонды

– это способ латания дыр в школе. Председатели фондов жаловались, что директора не стесняются ставить родителей в зависимую позицию, утверждая, что последние должны и обязаны  спонсировать то-то и то-то! На самом деле, родители никому ничего не должны. Фонды – дело добровольное. Родители вправе выделять средства на те мероприятия, которые, по их мнению, являются нужными и полезными. Многим  взрослым непонятно, почему они должны оплачивать отсутствие в школе лампочек и  нянечки? Фонд создавался совсем для других целей. И тогда встает другой вопрос: как отстоять свои права, защитить свои интересы?

...Роль личности в истории,

на примере работы родительских фондов, подтверждается каждый раз, когда во главе школы встает новый директор. Есть первые руководители,  которые почему-то не уживаются с родителями, и тогда вся работа фонда сведена к сбору средств и передаче их директору, который на них строит дачи и жилые коттеджи. И есть совсем другие личности, которые болеют душой за свои школы, видят в родителях помощников и опору. С такими директорами приятно работать, и от этого сотрудничества выигрывают все: школа, учителя, дети, родители. Поэтому, когда говорят, что у фонда в школе возникают какие-то проблемы, хочется сказать:  ищите  хорошего директора - не будет никаких проблем.

...У нас в школе

есть собственная газета, которая давно стала хорошим рупором родительского фонда. В ней же родители отчитываются за проделанную работу, за распределение денежных средств. Все прозрачно, честно, удобно. Какие только темы ни обсуждаются с родителями на страницах этой газеты! Папы и мамы сами выбирают школьную форму ученикам, обсуждают темы родительских собраний, а также покупку нового спортинвентаря… И еще. У нас имеется своя система поощрения тех родительских фондов, которые собирают всю сумму взносов за год. Если класс действительно сразу сдал все деньги, 25 % от суммы остается ему на собственные нужды. Если суммы собираются по чуть-чуть, в течение года, то они попадают в общую копилку и идут на нужды всей школы.  Очень удобная система, все классы заинтересованы в том, чтобы как можно больше денег осталось у них, а в целом получается, что общешкольный совет довольно быстро узнает о размерах денег, которыми ему предстоит распоряжаться в течение года, и легко планирует  их целевое вложение.

...Почему бы не использовать

родительские деньги не на хозяйственные нужды школы, а на обучение детей? Пусть о хозяйственной стороне позаботится государство, а родители на свои средства лучше узаконят «гранты» и будут их давать перспективным ученикам, чтобы те могли дополнительно заниматься с учителями! Сейчас же фонды для школы как красная тряпка: денег там много, значит надо их срочно использовать и загрузить решением самых разных проблем. Почему эти проблемы не решает государство? 

...Обидно,

что на подобных мероприятиях никогда не присутствуют представители департамента образования. Казалось бы, родительская и учительская общественность собираются, чтобы обсудить проблемы детей, учеников, кому как не чиновникам от образования возглавить подобное обсуждение? Но их никогда нет на подобных «круглых столах». Что это за позиция?

...Как только

начинаются выборы в маслихат, кандидаты в депутаты вспоминают про учителей и школы. Обещают неземные блага в обмен на голоса. И мы, учительство, активно поддерживаем тех или иных избранников. Однако выполняют ли они свои обещания относительно школ? В этот раз мы решили, что каждый,  за кого проголосовали  школы нашего района, выделят по 100 тысяч тенге. Для учебного учреждения – это немалые средства. Значит, надо, чтобы каждая школа не теряла связи со своими депутатами и призвала их к ответственности и сотрудничеству.

...В Казахстане

создан комитет по защите детства при Министерстве образования и науки РК. Что это значит? Для нас, родителей, только одно: мы должны объединяться и, представ перед государством в виде единой силы, стучаться  во все двери, работать  с государством во имя наших детей.


назад

Ассоциация Школьных Общественных Организаций
 Адрес: 050005, Алматы, ул. Тлендиева 59-31, Телефон: (8 727) 269 57 46 E-mail:

 ptakz@mail.ru


Фото-видеосъемка выпускных вечеров,школьных альбомов,love story,свадеб,
tv-рекламы и др. дизайн и разработка pachypodium@mail.ru
Сайт управляется системой uCoz