Как научить детей правильно писать словарные слова?

«Карова, каторая... »

У моей знакомой-филолога сын окончил первый класс с одной четверкой по русскому языку. Она смеется: - без сапог». Уверена, что оценка - не главное. Мальчикхорошо знает правила, а ошибки допускает в словарных словах, которые нельзя проверить теми или иными правилами. Однако, когда я стала выяснять, с какими оценками ученики младших классов окончили школу, выяснилось, что русский язык многим отличникам «подпортил» аттестаты. И чаще всего ученики не справляются с этими «непонятными» словами, которые надо просто запомнить и все. Как их запомнить?

В поисках ответа на этот вопрос я обнаружила у себя дома старенькую книгу П.Тоцкого – известного педагога, которая называется «Орфография без правил». Основоположник грамотного чистописанияпишет…

«В апреле 1961 года в седьмом классе был проведен диктант. При анализе ошибококазалось, что шесть человек сделали ошибку в слове «который», написав его через «а». Как же так? Провести семь лет за партой, слово встречается на каждой странице в любой книге, и вдруг столько ошибок на класс. Я стал подозревать, что это неслучайно. Это слово не подчиняется правилам. Значит, его надо запомнить. Как? Написать на карточке крупными буквами, выделив букву «а» красным цветом, однако этого для запоминания мало. Для того, чтобы запомнить, как пишется слово, его надо правильно произносить. А кто из нас произносит слово «который» через «о»? Никто.Теперь я знаю, чточетко произнесенное несколько раз слово по буквам будет написано правильно.

Ежедневное повторение переходило в привычку и для детей, и для учителя. Мы стали привыкать к более четкому произношению слов. После некоторой тренировки можно былобезошибочно проверить 15-20 слов на слух. Ни у кого не вызывала сомнения правильность такой проверки. Какие слова давались для запоминания? Например, такие - беседа, каблук, диван, варежка, прийти, бечевка, вермишель, велосипед, пирог, просьба, коляска…

На уроке выходил к доске, предупредив ребят, что они должны успеть прочитать слово и запомнить, чтобы потом произнести его. На мгновение карточка поворачивалась написанным словом к классу. Не все успевали прочитать его. Такой прием рассчитан на обострение внимания и на технику чтения, повышает интерес к слову. Но со временем успевали прочитать слово все! Таков первый этап работы со словами. Дальше надо было с несколькими словами придумать словосочетания или предложения и записать их. В итоге: был устный диктант, назывались слова, а ученик должен был произнести их так, как он бы их написал. Весь класс следил за произношением. Если ученик сомневался, на мгновение запинался, оценка снижалась. Когда набиралось до ста слов, проводился письменный диктант. Результаты были хорошими».

Рекомендации сегодняшнего дня, согласно учению Тоцкого, выглядят просто - каждый из родителей, кто хочет повысить грамотность своего ребенка, может позаниматься с ним летом дома по предложенной схеме. Если научить ребенка в момент написания слова правильно произносить его хотя бы про себя, ошибок не будет.


назад

Ассоциация Школьных Общественных Организаций
 Адрес: 050005, Алматы, ул. Тлендиева 59-31, Телефон: (8 727) 269 57 46 E-mail:

 ptakz@mail.ru


Фото-видеосъемка выпускных вечеров,школьных альбомов,love story,свадеб,
tv-рекламы и др. дизайн и разработка pachypodium@mail.ru
Сайт управляется системой uCoz