Едва ли найдется в жизни человека такой же сложный период развития, как подростковый.
Некоторые взрослые с ужасом вспоминают этот период
«И как я смог пережить стену непонимания, паутину недоверия?».
Но тут же возникает вопрос, а пережил ли ты это или «заглушил» в себе, или «заел»
все эти проблемы, возникавшие в подростковом возрасте? Будучи родителями,
«застрявшими» в своих подростковых проблемах, вряд ли мы сможем помочь своему ребенку.
Поэтому, если вы намерены понять свое чадо,дайте ему шанс все вам объяснить.

Возраст «бури и натиска»

«…а мама меня прогнала, не захотела слушать…»

Казалось, совсем недавно сын был послушен, мягок, спокоен, выполнял все требования родителей и задания учителя, не дерзил взрослым, играл с сестренкой, гулял с собакой… И вдруг все изменилось. Не узнать милых лукавых глаз в жестоком взгляде. Попросить ни о чем нельзя, в ответ услышишь: «А мне это надо?». Он больше не утруждает себя уроками, а если выполняет их, то кое-как. Учитель видит объяснение в том, что родители, балуя мальчика и потакая его прихотям, что-то упустили в воспитании.

Как видно, плохо всем: родителям, педагогам, а главное – самому подростку. Каково ему, когда он не может объяснить причину каких-то своих переживаний (фрустраций)?! Единственное, что он понимает, это то, что он взрослеет, в нем бурлит энергия, рвущаяся наружу для того, чтобы заявить о себе. Но многое непонятно во взрослом мире: на поверхности лежат тысячи противоречий, новые потребности и незнакомые вопросы.

1. Противоречие между особенностями обучения в начальной школе и средней. В начальной обучение ведет один педагог, дети привыкают к его требованиям, манере поведения. В средней – многопредметное обучение. Разные учителя, разные мнения и как следствие - конфликты.

2. Потребность проявить себя в среде сверстников, желание показаться интересным и привлекательным, особенно противоположному полу, и переживания по поводу внешности. Несоответствие роста мышечной массе «создает» не ту внешность, о которой подросток мечтает. Отсюда возникает мнение о своем физическом уродстве. Желание спрятаться от людей приводит некоторых подростков к невротизму, одиночеству, своеобразным видам защиты.

3. И самое главное желание - реализовать себя и неумение это сделать – еще одно важное противоречие подростка. Подросток испытывает дефицит в значимых людях и исповедальных видах общения. Но последнее  иногда невозможно осуществить, так как взрослые не понимают его намерений поговорить, порассуждать. Поэтому родителям проще сказать: «Перестань дурачиться, ты не маленький» или: «Что ты глупости говоришь? Не мешай, иди, займись делом». А каким делом ему заняться, если для него главное в эту минуту -  поговорить со взрослым, рассказать или спросить что-то важное для него!

Мы сами упускаем своих детей, сами отворачиваемся от них: не слышим и не слушаем, не принимаем всерьез их слова, не даем им шанса открыться, пережить этот трудный кризисный возраст с наименьшим ущербом.

Каковы последствия нашей родительской недальновидности? Если ребенок не находит «отдушину», то весь свой гнев и агрессию он «выльет» на самых близких, т.е. на своих родителей. И вся вина за его неудачи в отношениях со сверстниками, промахи в учебе, будет лежать на родителях, так как подростку проще обвинить своих близких.

Что делать? Просто научиться слушать и слышать своего ребенка, а заметив тревогу в глазах, спросить «Что случилось?». Возраст «бури и натиска» в то же время -самый хрупкий, требующий внимания, сочувствия и понимания со стороны близких. Если показать ребенку свое внимание, наверно, родители будут реже слышать сквозь крик и слезы: «Ты не понимаешь меня, я другой!»

М. Е. Клименчук


назад

Ассоциация Школьных Общественных Организаций
 Адрес: 050005, Алматы, ул. Тлендиева 59-31, Телефон: (8 727) 269 57 46 E-mail:

 ptakz@mail.ru


Фото-видеосъемка выпускных вечеров,школьных альбомов,love story,свадеб,
tv-рекламы и др. дизайн и разработка pachypodium@mail.ru
Сайт управляется системой uCoz