Что толкает подростка на самоубийство?
|
Я умираю, как хочу...
При работе над темой «Профилактика суицидального поведения подростков» мне потребовалось приложить немало душевных усилий, чтобы подойти к данному вопросу без эмоционального напряжения, более чем профессионально, так как именно синдром «сгорания» мешает нам в нашей жизни, а также в работе с детьми.
Выступление на оперативном совещании педагогов школы
«Кризис эмоционального состояния подростка, как один из факторов суицидального поведения».
И, отрываясь от земли,
Эфирным телом улечу.
Вы издевались, как могли.
Я умираю, как хочу.
(из предсмертной записки)
Сегодня суицид - проблема государственного масштаба. По количеству самоубийств среди подростков от 15 до 19 лет республика Казахстан занимает второе место в мире, после Шри-Ланки (данные 2004 года). В 2003 году 6 детей из разных школ нашего маленького города (численность населения 120 тыс. чел.) ушли из жизни. В январе 2004 года – 2 случая в области, за одну неделю в апреле 2 смерти детей в нашем городе. За 3 месяца 2006 года зарегистрировано 3 суицида, совершенных учащимися школ Костанайской области. Из 13 детей: 11 мальчиков, 2 девочки. Данных о том, сколько же на самом деле совершается суицидальных попыток, нет.
Эти случаи могли произойти в любой школе, в любом населенном пункте, так как большинство сегодняшних детей, получающих большой поток информации, отличаются психо-эмоциональной нестабильностью. Учитывая это, в работе с подростками необходимо знать психо-возрастные особенности.
Ранний подростковый возраст (от 10 до 14 лет)
1. Мышление обычно
конкретное, абстрактное мышление только начинает развиваться, биологические
изменения заставляют интересоваться собственным телом;
2. Высокая степень нарциссического самопознания;
3. Независимость и осознание себя;
4. Растущий интерес к ценностям и моделям поведения групп сверстников, потребность вписаться в группу;
5. Конфликты по поводу школьных заданий, выбора друзей, работы на дому;
6. Пик эгоизма;
7. Сильная застенчивость;
8. Иногда ощущение неуязвимости, что приводит к поведению, связанному с риском;
9. Частое ощущение, что тебя никто не понимает.
Средний подростковый возраст(от 15 до 17 лет)
1. Большая
озабоченность своей привлекательностью для противоположного пола;
2. Возможность абстрактно мыслить и планировать;
3. Сильное влияние культуры сверстников;
4. Попытка определить свои возможности, желания;
5. Возможно отрицание родительских ценностей, принятие собственных решений, несмотря на незрелость
суждений и импульсивность;
6. Появляется
осознание взаимосвязи между поступками в настоящем и последствиями в будущем.
Итак, мир подростка большей частью состоит из него самого и поэтому, когда ребенок попадает в тяжелые условия, то начинает переживать, страдать, замыкаться на себе. Эгоцентризм приобретает характер отрицания себя. Если формируется негативное отношение к себе, то агрессия направляется на самого себя (аутоагрессия): тревога, чувство вины, депрессия. Подросток часто не понимает, что с ним происходит, не может и не умеет поделиться своими ощущениями. Отсюда заниженная самооценка и пессимистическая установка на свое будущее.
Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре со взрослыми. Он нередко представляет себе смерть, как некое временное, состояние: он очнется, и снова будет жить.
Исследования врачей – психиатров доказали, что человек, находящийся в суицидальном состоянии, глубоко несчастен, но совсем необязательно, что он психически болен.
Основные мотивы суицидально поведения у подростков:
1. Суицидальная
попытка как способ попросить помощи (получить внимание, любовь);
2. Переживание обиды, одиночества, непонимания;
3. Любовные неудачи, неразделенные чувства или ревность;
4. Чувство мести, злобы, протеста;
5. Подражание героям книг, фильмов, эстрадным кумирам;
6. Страх наказания;
7. Избежание трудных ситуаций.
С. Л. Евменина,
социальный педагог средней школы №3 г.Рудного
Костанайской области
Ассоциация Школьных Общественных Организаций |