Что толкает подростка на самоубийство?
Можно ли утверждать, что те, кому удается лишить себя жизни,
действительно хотели умереть, а те, кому эта попытка не удалась,
просто хотели привлечь к себе внимание?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо проанализировать не только
факторы суицидального поведения самоубийства в конкретных случаях,
но также обозначить группы риска детей, склонных к суициду.
Но самое главное рассмотреть различные способы профилактической работы с
учителями, социальными педагогами и психологами, родителями и детьми.

Я умираю, как хочу...

При работе над темой «Профилактика суицидального поведения подростков» мне потребовалось приложить немало душевных усилий, чтобы подойти к данному вопросу без эмоционального напряжения, более чем профессионально, так как именно синдром «сгорания» мешает нам в нашей жизни, а также в работе с детьми.

Выступление на оперативном совещании педагогов школы

«Кризис эмоционального состояния подростка, как один из факторов суицидального поведения».

И, отрываясь от земли,
   Эфирным телом улечу.
   Вы издевались, как могли.
   Я умираю, как хочу.

(из предсмертной записки)

Сегодня суицид - проблема государственного масштаба. По количеству самоубийств среди подростков от 15 до 19 лет республика Казахстан занимает второе место в мире, после Шри-Ланки (данные  2004 года). В 2003 году 6 детей из разных школ нашего маленького города (численность населения 120 тыс. чел.) ушли из жизни. В январе 2004 года – 2 случая в области, за одну неделю в апреле 2 смерти детей в нашем городе. За 3 месяца 2006 года зарегистрировано 3 суицида, совершенных учащимися школ Костанайской области. Из 13 детей: 11 мальчиков, 2 девочки. Данных о том, сколько же на самом деле совершается суицидальных попыток, нет.

Эти случаи могли произойти в любой школе, в любом населенном пункте, так как большинство сегодняшних детей, получающих большой поток информации, отличаются психо-эмоциональной нестабильностью. Учитывая это, в работе с подростками необходимо знать психо-возрастные особенности.

Ранний подростковый возраст (от 10 до 14 лет)

1. Мышление обычно конкретное, абстрактное мышление только начинает развиваться, биологические изменения заставляют интересоваться собственным телом;
   2. Высокая степень нарциссического самопознания;
   3. Независимость и осознание себя;
   4. Растущий интерес к ценностям и моделям поведения групп сверстников, потребность вписаться в группу;
   5. Конфликты по поводу школьных заданий, выбора друзей, работы на дому;
   6. Пик эгоизма;
   7. Сильная застенчивость;
   8. Иногда ощущение неуязвимости, что приводит к поведению, связанному с риском;
   9. Частое ощущение, что тебя никто не понимает.

Средний подростковый возраст(от 15 до 17 лет)


1. Большая озабоченность своей привлекательностью для противоположного пола;
2. Возможность абстрактно мыслить и планировать;
3. Сильное влияние культуры сверстников;
4. Попытка определить свои возможности, желания;
5. Возможно отрицание родительских ценностей, принятие собственных решений, несмотря на незрелость суждений и импульсивность;
6. Появляется осознание взаимосвязи между поступками в настоящем и последствиями в будущем.

Итак, мир подростка большей частью состоит из него самого и поэтому, когда ребенок попадает в тяжелые условия, то начинает переживать, страдать, замыкаться на себе. Эгоцентризм приобретает характер отрицания себя. Если формируется негативное отношение к себе, то агрессия направляется на самого себя (аутоагрессия): тревога, чувство вины, депрессия. Подросток часто не понимает, что с ним происходит, не может и не умеет поделиться своими ощущениями. Отсюда заниженная самооценка и пессимистическая установка на свое будущее.

Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре со взрослыми. Он нередко представляет себе смерть, как некое временное, состояние: он очнется, и снова будет жить.

Исследования врачей – психиатров доказали, что человек, находящийся в суицидальном состоянии, глубоко несчастен, но совсем необязательно, что он психически болен.

Основные мотивы суицидально поведения у подростков:


1.  Суицидальная попытка как способ попросить помощи (получить внимание, любовь);
2.  Переживание обиды, одиночества, непонимания;
3.  Любовные неудачи, неразделенные чувства или ревность;
4.  Чувство мести, злобы, протеста;
5.  Подражание героям книг, фильмов, эстрадным кумирам;
6.  Страх наказания;
7.  Избежание трудных ситуаций.

С. Л. Евменина,
социальный педагог средней школы №3 г.Рудного
Костанайской области


назад

Ассоциация Школьных Общественных Организаций
 Адрес: 050005, Алматы, ул. Тлендиева 59-31, Телефон: (8 727) 269 57 46 E-mail:

 ptakz@mail.ru


Фото-видеосъемка выпускных вечеров,школьных альбомов,love story,свадеб,
tv-рекламы и др. дизайн и разработка pachypodium@mail.ru
Сайт управляется системой uCoz