Поняв актуальность демократического подхода,
столкнувшись с проблемами управления и строительства
отношений в школе на этой основе, их (проблемы)можно решать,
ответив, прежде всего, на следующие вопросы: какие способы
для этого существуют, какие формы лучше подобрать, чтобы вовлечь различных
участников школьного сообщества, каким образом эффективнее достичь
положительного результата на данном пути?

Гимназическое самоуправление

Воспитание в демократической школе это, прежде всего, воспитание активного гражданина своей страны. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право, и воспитание гражданина своей страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения.

В гимназии № 5 для одаренных детей города Рудного сложились свои традиции в установлении демократических начал в обучении и воспитании гимназистов.

Миссия гимназии - подготовить адаптированную к современным условиям, самореализующуюся в интеллектуальной, духовной и социальной сферах жизнедеятельности, активную личность. Одной из первоочередных задач, определенной таксономией целей гимназии, является формирование готовности к самоопределению в мире общественно-политических идей и социально-нравственных ценностей, понимание своего гражданского долга, воспитание уважения и почитания культуры, традиций и языка народов Республики Казахстан, готовности к реализации своего личного потенциала при выполнении различных социальных ролей в поликультурной среде жизнедеятельности.

Таким образом, концептуальной основой учебно-воспитательного процесса в гимназии стал личностный подход, что предполагает активно-заинтересованный, гуманно-демократический стиль отношений учителя и ученика. Демократизация отношений - это изменение отношений от подчиненности и конфронтации к состоянию сотрудничества, свободы и раскрепощенности.

Демократические процессы в школе охватывают две сферы: сферу управления УВП и сферу отношений субъектов образовательной деятельности. В целях укрепления демократического уклада школы ставятся следующие задачи:

  • смоделировать четкую структуру взаимодействия субъектов управления, - администрации, педагогов, учеников и их родителей,

  • реформировать правовое пространство,

  • модернизировать систему соуправления на демократических принципах.

  • результате работы по реализации данных задач:

    Воспитательная система гимназии - это совокупность дел и отношений, ежечасно способствующих развитию человека и школы, освоению и развитию всеми обитателями гимназии общечеловеческих, демократических и культурных ценностей, формированию Казахстанского патриотизма и гражданственности. Мы считаем, что воспитание может быть эффективным только тогда, когда оно затрагивает эмоциональную сферу человека. Поэтому в ценностное поле нашей школы входят наши символы, эмблема, заповеди гимназиста и Гимн гимназии, рожденные в совместном творчестве учеников, учителей, выпускников и родителей.

    Организующие и воспитывающие функции выполняют детские гимназические организации. Их в гимназии три:

  • «Лучики» - это десять классов - городов начальной школы, в каждом из которых выбрано свое направление деятельности, свои девизы, символы и атрибутика. Эта организация существует в гимназии уже несколько лет, ее девиз: «Лучики - будущие светила». «Лучики» идут по ступеням: учимся, умеем, приносим пользу. Главная задача этой организации - создать комфортные условия для того, чтобы каждый лучик засверкал ярче.

  • Организация среднего звена называется «Орлята», ее девиз : «Орлята учатся летать». Организация находится сейчас на стадии становления, совершенствования структуры управления, разрабатываются новые проекты и программы деятельности. Орлята - это наиболее активная, энергичная часть нашей гимназической семьи, и нам еще много предстоит сделать, чтобы орлята научились летать.

  • Республика старшеклассников «Юность» родилась шесть лет назад. Опробовав в процессе работы различные варианты и схемы организации школьного самоуправления, мы провели в гимназии конференцию старшеклассников «Даешь самоуправление!». На ней были сформированы Президентский совет, министерства, выбраны направления деятельности, избран первый Президент гимназии. В настоящее время действует уже четвертый Президент и состав министерств. Каждое министерство имеет свое направление работы: Здравоохранеие и спорт, Образование и наука, Культура и искусство, СМИ, Труд и быт, Шефские связи.

    Во главе каждого министерства стоит избранный общим голосованием министр, в каждом классе есть представитель каждого министерства. Согласно Положению о работе министерств, планируется и осуществляется деятельность по направлениям. Президент и его помощники (президентский совет) координируют, курируют и направляют работу министерств. В качестве консультантов к работе министерств привлекаются учителя, выпускники и родители. Все нормативные документы деятельности Совета самоуправления разработаны самими гимназистами на гимназических коммунарских сборах. Программы сборов ежегодно разрабатываются на Совете коммунаров во время зимних каникул. Гимназическое правительство активно участвует в разработке, подготовке и проведении таких сборов.

    Система самоуправления в гимназии формируется посредством избирательных компаний. Разработаны Положение о выборах Гимназического правительства, образцы избирательных бюллетеней на государственном и русском языках, Положение о деятельности министерств, Присяга Президента гимназии.

    Для лидеров ученического самоуправления организован «Клуб лидеров», в котором они проходят обучение по проекту «Демократическая школа как социальный институт гражданского общества», участвуют в тренинговых психологических программах по развитию лидерских способностей, создают собственные социально-ориентированные проекты.

    Еще одной формой самоуправления является ежегодный День дублера. В этом году в подготовке и проведении Дня дублера мы вышли на качественно новый уровень. Если раньше День дублера проводился по принципу замены абсолютно всех учителей, то в этом году дублерами добровольно стали те ученики, которые собираются связать свою дальнейшую судьбу с педагогикой.

    День дублера проходит в несколько этапов: