Поняв актуальность демократического подхода,
|
Гимназическое самоуправление
Воспитание в демократической школе это, прежде всего, воспитание активного гражданина своей страны. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право, и воспитание гражданина своей страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения.
В гимназии № 5 для одаренных детей города Рудного сложились свои традиции в установлении демократических начал в обучении и воспитании гимназистов.
Миссия гимназии - подготовить адаптированную к современным условиям, самореализующуюся в интеллектуальной, духовной и социальной сферах жизнедеятельности, активную личность. Одной из первоочередных задач, определенной таксономией целей гимназии, является формирование готовности к самоопределению в мире общественно-политических идей и социально-нравственных ценностей, понимание своего гражданского долга, воспитание уважения и почитания культуры, традиций и языка народов Республики Казахстан, готовности к реализации своего личного потенциала при выполнении различных социальных ролей в поликультурной среде жизнедеятельности.
Таким образом, концептуальной основой учебно-воспитательного процесса в гимназии стал личностный подход, что предполагает активно-заинтересованный, гуманно-демократический стиль отношений учителя и ученика. Демократизация отношений - это изменение отношений от подчиненности и конфронтации к состоянию сотрудничества, свободы и раскрепощенности.
Демократические процессы в школе охватывают две сферы: сферу управления УВП и сферу отношений субъектов образовательной деятельности. В целях укрепления демократического уклада школы ставятся следующие задачи:
смоделировать четкую структуру взаимодействия субъектов управления, - администрации, педагогов, учеников и их родителей,
реформировать правовое пространство,
модернизировать систему соуправления на демократических принципах.
результате работы по реализации данных задач:
разработаны документы нормативно-правовой базы, регулирующие отношения администрации, педагогического коллектива, Совета самоуправления старшеклассников и Общественного Объединения родителей «Бирлик»;
созданы Комплексная модульная программа воспитания и образования гимназистов «Пылающее сердце» и Перспективные направления развития гимназии как педагогической системы, в том числе в области управления инновационными преобразованиями;
усовершенствована модель системы самоуправления учащихся, определены направления деятельности и функционал всех структур самоуправления (министерств и советов), организующие и воспитывающие функции детских школьных организаций «Лучики», «Орлята», «Юность».
Воспитательная система гимназии - это совокупность дел и отношений, ежечасно способствующих развитию человека и школы, освоению и развитию всеми обитателями гимназии общечеловеческих, демократических и культурных ценностей, формированию Казахстанского патриотизма и гражданственности. Мы считаем, что воспитание может быть эффективным только тогда, когда оно затрагивает эмоциональную сферу человека. Поэтому в ценностное поле нашей школы входят наши символы, эмблема, заповеди гимназиста и Гимн гимназии, рожденные в совместном творчестве учеников, учителей, выпускников и родителей.
Организующие и воспитывающие функции выполняют детские гимназические организации. Их в гимназии три:
«Лучики» - это десять классов - городов начальной школы, в каждом из которых выбрано свое направление деятельности, свои девизы, символы и атрибутика. Эта организация существует в гимназии уже несколько лет, ее девиз: «Лучики - будущие светила». «Лучики» идут по ступеням: учимся, умеем, приносим пользу. Главная задача этой организации - создать комфортные условия для того, чтобы каждый лучик засверкал ярче.
Организация среднего звена называется «Орлята», ее девиз : «Орлята учатся летать». Организация находится сейчас на стадии становления, совершенствования структуры управления, разрабатываются новые проекты и программы деятельности. Орлята - это наиболее активная, энергичная часть нашей гимназической семьи, и нам еще много предстоит сделать, чтобы орлята научились летать.
Республика старшеклассников «Юность» родилась шесть лет назад. Опробовав в процессе работы различные варианты и схемы организации школьного самоуправления, мы провели в гимназии конференцию старшеклассников «Даешь самоуправление!». На ней были сформированы Президентский совет, министерства, выбраны направления деятельности, избран первый Президент гимназии. В настоящее время действует уже четвертый Президент и состав министерств. Каждое министерство имеет свое направление работы: Здравоохранеие и спорт, Образование и наука, Культура и искусство, СМИ, Труд и быт, Шефские связи.
Во главе каждого министерства стоит избранный общим голосованием министр, в каждом классе есть представитель каждого министерства. Согласно Положению о работе министерств, планируется и осуществляется деятельность по направлениям. Президент и его помощники (президентский совет) координируют, курируют и направляют работу министерств. В качестве консультантов к работе министерств привлекаются учителя, выпускники и родители. Все нормативные документы деятельности Совета самоуправления разработаны самими гимназистами на гимназических коммунарских сборах. Программы сборов ежегодно разрабатываются на Совете коммунаров во время зимних каникул. Гимназическое правительство активно участвует в разработке, подготовке и проведении таких сборов.
Система самоуправления в гимназии формируется посредством избирательных компаний. Разработаны Положение о выборах Гимназического правительства, образцы избирательных бюллетеней на государственном и русском языках, Положение о деятельности министерств, Присяга Президента гимназии.
Для лидеров ученического самоуправления организован «Клуб лидеров», в котором они проходят обучение по проекту «Демократическая школа как социальный институт гражданского общества», участвуют в тренинговых психологических программах по развитию лидерских способностей, создают собственные социально-ориентированные проекты.
Еще одной формой самоуправления является ежегодный День дублера. В этом году в подготовке и проведении Дня дублера мы вышли на качественно новый уровень. Если раньше День дублера проводился по принципу замены абсолютно всех учителей, то в этом году дублерами добровольно стали те ученики, которые собираются связать свою дальнейшую судьбу с педагогикой.
День дублера проходит в несколько этапов:
I этап - учитель готовит дублера к проведению урока, дублер подает заявку на участие в Министерство образования Гимназического правительства.
II этап - дублер проводит урок, учитель присутствует на уроке
III этап - самоанализ урока дублером, рекомендации учителя, оценка проведения замены учителя всеми, кто участвовал в уроке.
IV этап - планирование Дня дублера на следующий год.
По итогам Дня дублера в этом году Министерство образования Гимназического правительства выпустило специальный бюллетень, в котором есть подробная информация о дублерах, успешность замены уроков, мнение учителей о проведении Дня дублера.
На вопрос: «Что дал день дублера нашим ученикам?», - были получены такие ответы :
ученики узнали, что значит быть учителем
дублеры проверили, как хорошо они помнят прошлый материал, как они могут работать с детьми, подать им материал, уметь сохранить дисциплину в классе,
для многих дублеров-дебютантов этот день был очень волнительным.
Достижению наших целей и созданию в коллективе гимназии атмосферы духовного единения, взаимодействия, способствует и методика коммунарских дел Игоря Петровича Иванова, в основе которой - гуманно-демократический стиль отношений между учителями и учениками. Для такого стиля отношений характерны: перенесение акцента с формально-педагогических отношений на личностные, оптимистическая вера в ребенка, соучастие, сотрудничество, сотворчество, предоставление свободы выбора элементов педагогического процесса. Особенно ярко черты гуманно-демократического стиля отношений учителей и учеников гимназии проявляются на сборах. Наши сборы называются гимназическими, основные принципы – добровольность и полезность.
Мы считаем, что школа
- это не столько место подготовки воспитанников к жизни, сколько процесс
приобретения жизненного опыта.
Это приобретение детьми в процессе обучения опыта сотрудничества со
взрослыми, сверстниками, с разновозрастными группами, опыта
руководства, подчинения, оппонирования, поэтому мы пытаемся создать в гимназии
полноценную систему человеческих отношений, воспроизводящую и утверждающую
нормы человеческого бытия в их современном демократическом понимании.
Г. А. Рощина,
зам. директора по ВВР гимназии № 5 г. Рудного
Ассоциация Школьных Общественных Организаций |