Школьная тревожность – это одна из типичных проблем,
с которыми сталкивается школьный психолог. Особое внимание она привлекает потому,
что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя
на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение,
в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.

Школьная Тревожность

Хотя понятие «тревожность», по сути, перенесено из психиатрии, оно прочно обосновалось в различных отраслях психологии, в том числе и в педагогической психологии, которая анализирует причины возникновения и формы школьной тревожности, связанной с переживанием школьного неблагополучия.

Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание всегда сопровождается тревогой. Познание – это всегда открытие чего-то нового, а все новое таит в себе беспокоящую человека неопределенность. Устранить эту тревогу, по сути, означает нивелировать все трудности познания, которые являются необходимым условием успешности усвоения знаний.

Однако интенсивность этого переживания не должна превышать индивидуальный для каждого ребенка уровень «критической точки», после которой она начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние.

Именно интенсивное, дезорганизующее учебную деятельность переживание тревожности рассматривается как системообразующий признак школьной дезадаптации.

Наиболее типично возникновение школьной тревожности связывать с социально-психологическими факторами или фактором образовательных программ. На основе анализа можно выделить несколько факторов, воздействие которых способствует ее формированию и закреплению. В их число входят:

Школьная тревожность может проявляться в поведении самыми разнообразными, порой неожиданными способами, маскируясь под другие проблемы.

Среди признаков школьной тревожности, являющихся универсальными для любого возраста, прежде всего, стоит отметить ухудшение соматического здоровья учащегося. Тревожные дети часто болеют и вынуждены по этой причине оставаться дома. Нежелание ходить в школу чаще всего возникает в контексте недостаточной школьной мотивации, однако свидетельствует, в первую очередь, о том, что ребенок чувствует себя в школе дискомфортно.

Противоположную форму школьной тревожности представляет собой излишняя старательность при выполнении заданий. Ребенок, добиваясь совершенства, может многократно переписывать классные и домашние работы,  тратить на выполнение домашнего задания много часов в день, отказываясь ради этого от прогулок и встреч с друзьями.

С конфликтностью самооценки связан и следующий «универсальный» поведенческий признак школьной тревожности – отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий. Если какое-то задание не получается, ребенок может просто перестать пытаться его выполнить.

Раздражительность и агрессивные проявления ребенка зачастую рассматриваются как самостоятельные «мишени» психологической помощи, в то время как во многих случаях они являются только симптомом, свидетельствующим о том, что такой ученик подвержен школьной тревожности, вызванной теми или иными событиями школьной жизни.

Особого внимания заслуживает такая форма проявления школьной тревожности, как потеря контроля над физиологическими функциями в стрессогенных ситуациях. В ответственные моменты могут возникать  тошнота, легкое головокружение – состояния, знакомые любому человеку, который хоть раз испытывал серьезное беспокойство.

Проблема школьной тревожности многогранна и сложна, поэтому она заслуживает особого внимания как со стороны психолога, так и со стороны педагогов и родителей – близких на момент школьного обучения для ребенка людей, которые, в свою очередь, могут заметить изменения в поведении ребенка, своевременно среагировать, понять и помочь ему.

М. Е. Клименчук, психолог


назад

Ассоциация Школьных Общественных Организаций
 Адрес: 050005, Алматы, ул. Тлендиева 59-31, Телефон: (8 727) 269 57 46 E-mail:

 ptakz@mail.ru


Фото-видеосъемка выпускных вечеров,школьных альбомов,love story,свадеб,
tv-рекламы и др. дизайн и разработка pachypodium@mail.ru
Сайт управляется системой uCoz