Поступление ребенка в школу и начальный период обучения вызывают
перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка.
Поступление в школу связано с возникновением важнейшего
личностного новообразования - внутренней позиции школьника.
Мы идем в школу
Внутренняя позиция
-это тот
мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его
эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образу
хорошего ученика.
Этот период одинаково
труден для детей, поступающих в школу как с 6, так и с 7 лет. Начало школьной
жизни - серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс,
связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к
коллективу, к новым требованиям, повседневным обязанностям.
Начало обучения в школе
совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной
деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление.
Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но
ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться
необходимым требованиям - развивается произвольность.
Ребенок, поступающий в
школу, должен быть зрелым в физическом, социальном и психологическом отношении,
он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого
развития.
Учебная деятельность
требует определенного запаса знаний об окружающем мире, должны быть сформированы
понятия. Помимо этого ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь
обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь
планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.
Не менее важны и навыки
речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная
координация.
Как правило, ребята
стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью
выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком
трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе
может быть травмирующим.
Главная причина
школьной дезадаптации связана с характером семейного воспитания. Если ребенок
приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «мы» (не ходил в
садик, не посещал воскресной школы и т.д.), и в новую социальную общность -
школу - входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, неприятие норм
и правил любой общности во имя сохранения неизменного «я» лежит в основе
школьной дезадаптации детей, воспитанных в семьях с несформированным чувством
«мы» или в семьях, где родителей от детей отделяет стена отвержения,
безразличия.
Другая причина школьной
дезадаптации младших школьников заключается в том, что трудности в учебе и
поведении осознаются детьми, в основном, через отношение к ним учителя, а
причины возникновения дезадаптации частично связаны с отношением к ребенку и его
учебе в семье.
Поэтому понятие
«готовность ребенка к школе» - комплексное, многогранное и охватывает все сферы
жизни маленького (будущего/настоящего) школьника, в которых должны принимать
участие родители (семья - близкие люди), учителя и воспитатели.
Педагог-психолог М. Е. Клименчук
Ассоциация Школьных
Общественных Организаций |