Есть предложение пополнить детские права очередным выбором:
|
Сертификат или аттестат?
Вот уж никто не ожидал, что разговор о защите прав детей выльется в большую дискуссию по поводу того, как защитить права учителей? Между тем, проблема, видимо, назрела давно, и теперь, когда АШОО предложила обсудить злободневную тему в рамках проекта «Создание единого правового пространства в образовании» при поддержке комиссии Евросоюза по правам человека, «нарыв» прорвало. Знаменательное событие случилось в городе Кокшетау, во время круглого стола, в котором принимали участие К. Кусаинов, начальник городского отдела образования, К. Темирбаева, исполнительный директор ассоциации «Мектеп», И. Косова, президент Ассоциации школьных общественных Организаций.
К слову, проект неправительственной организации как нельзя кстати совпал с обсуждением проекта «Защита и продвижение прав ребенка в Казахстане». Документ был разработан Академией образования имени Алтынсарина. В этом документе записано, что ответственность учителей за образование детей должна повыситься. Однако у учителей на этот счет нашлось собственное мнение, которое они и решили озвучить перед чиновниками от образования.
С. Давленов, директор гуманитарно-технического лицея, согласился, что права детей на сегодня одна из самых актуальных тем в обществе, и учителя с радостью стоят в школе за права учеников. Но пришло время поднять другую школьную тему: защита прав педагогов. О каких правах учителей идет речь и как их можно защитить, а самое главное, кто на них посягает? Интересные вопросы становятся еще более интересными, когда начинаешь вникать в их суть. Она в следующем...
Учителя откровенно говорят, что в каждом классе из 25 учеников обязательно есть 2-3 человека, максимум пять, которые не хотят учиться. Спрашивается: кто должен нести ответственность за этих неуспевающих ребят? Стоит ли повышать ответственность педагогов за тех, кто сознательно срывает уроки и не хочет учиться? Может быть, есть какой-то другой, более разумный компромисс?
К сожалению, его пока нет, но господин Давленов предложил его найти, буквально заявив следующее: «Ответственность за успеваемость в школе должны нести не только учителя, но и родители с их детьми. Особенно те из них, которые сами не учатся и другим не дают. Предлагаю предоставить ребенку, если он не хочет, право не учиться. Пусть посещает занятия и не мешает остальным. В итоге после окончания школы он получит сертификат об окончании школы, а не аттестат, как все остальные ученики».
Мысль была революционный и справедливой. И, несмотря на то, что многие посчитали ее нереальной, учителя, по большому счету, были «за».
Мнения
К.Кусаинов:
«Согласно «Закону об образовании» требования ко всем школьникам предъявляются одинаковые. Если кому-то из них дать право выбора: учиться или нет, где гарантии, что ученики выберут учиться? Кто и как будет управлять этим процессом?»
В. Пшеничный, директор сш МГ № 5 «Тандау»:
«Считаю, учить надо всех: хороших, плохих, здоровых, больных. А вот чего школе действительно не хватает, так это социальных педагогов, которые могли бы больше уделять внимания неуспевающим детям, и юристов, которые прописали бы не только права, но и обязанности всех участников образовательного процесса: учителей, учеников и их родителей».
Н.Замолоцких, директор детского фонда «Акмола-Бобек»:
«Ряд нормативных документов в нашей стране защищает права ребенка, но механизм их действия не отработан и далек от совершенства. Хочу – учусь, не хочу – не учусь, ни в одном учебном заведении не должно возникать такого вопроса. Право на обучение надо ценить, оно есть у детей не в каждом государстве. Другое дело, как реализуется это право? Какие гарантии дает государство на реализацию этого права? Как при этом защищен учитель? Вот на какие вопросы надо обратить внимание, а расширять права детей, давая им возможность выбора «учиться или нет» - путь в никуда. Дети должны учиться».
Ассоциация Школьных Общественных Организаций |