Говорят, хороший человек – не профессия.
Но Дарига Абеновна уверена,что учитель обязан быть хорошим человеком,
обязательно честными принципиальным. В ее практике было достаточно случаев,
когда ученики боялись ходить в школу только потому, что они боялись учителей.
«Ничего хуже этого не может», - считает педагог со стажем.

Зачем учитель ученику?

Дарига Абеновна Берденова (ГУ СШ № 124): в школе все зависит от учителя.  Учитель может усугубить ошибки всей системы образования, и он же может их сгладить.  Мне дали новый учебник. В нем много ошибок и разных нюансов, но при чем тут ученик? Он должен получить качественные знания. Значит, я, как учитель, должна найти способ дать ему эти знания, а не зацикливаться на том, что учебная литература несовершенна. Поверьте, детям до этого нет никакого дела. Я всегда гордилась тем, что нахожусь очень близко к ученикам, можно сказать, на передовой системы образования. Поэтому мне некогда ждать, когда «генеральный штаб» - там, наверху, даст распоряжение отменить этот учебник и написать новый. Я нахожу выход. Ученику нужен учитель, а не проблемы школы. Об этом никогда нельзя забывать!

Дарига Абеновна Берденова работает в школе 29 лет, преподает русский язык и литературу, в последнее время – еще и мировую художественную культуру. В  девяностых годах, когда о «мировой» никто не помышлял, у нее уже была авторская  программа, которая заняла в городе Алматы первое место. Материал собирала много лет, можно сказать, всю жизнь и по крупицам: сидела в библиотеках, листала журналы и газеты, много путешествовала. Каждый раз везла из разных стран и городов книги, открытки, буклеты.

Сегодня, оглядываясь на прожитое десятилетие, говорит, что  художественная культура казахского народа тогда  мало исследовалась, но ей повезло, на ее жизненном пути было несколько  интересных, увлеченных, по- настоящему интеллигентных людей, которые глубоко изучали культуру казахов. Каждый из них по-своему помог Дариге Абеновне. Она нашла свою тему. Смело проводит интегрированные уроки, когда ученикам предлагается провести сопоставления по русской, казахской литературе и истории одновременно. Она уверена, что такая необычная перекличка вызывает живой интерес у учеников и дает им  глубокие знания.

Мнение

Дарига Берденова: «Трудности в изучении литературы в школе начались тогда, когда  казахскую литературу перевели с русского языка на казахский. Зачем? Дети не знают языка, лучше они его знать не стали, а литература, в результате, оказалась закрыта для многих из них. Я знаю, что литература развивает логическое мышление у детей, ученики учатся думать, анализировать, выражать мысли. Но как они могут всему этому научиться, если они не могут говорить на казахском языке? Получается, что уроки казахской литературы сегодня реально ничему не учат учеников. Уроки не развивают, потому что нет реальной цепочки: говорить – думать. Дети говорят, что когда они готовятся к урокам по казахской литературе, то основное время уходит на не раздумья о прочитанном, а на перевод и ответы на вопросы. Это печально. Утрачивается главное – эстетическое наслаждение от общения с книгой, классиками.

Мои ученики знают, что, не прочтя произведения, на моих уроках им делать нечего. Я строю свой урок так, что сразу видно, кто знаком с текстом, а кто нет. В последнее время к проблемам с казахской литературой добавились трудности с русским языком и русской литературой. Сокращение программных часов обучения привело к тому, что мы идем «галопом по Европам», знакомясь с сокращенными произведениями, опуская некоторые из них. Хорошо, у опытных учителей есть опыт преподавания, поэтому они  знают, какой темой можно пожертвовать ради изучения другой. А молодым учителям бывает очень сложно. Они не успевают пройти нужную тему, ученики не получают нужных знаний.

Странно спрашивать: зачем так учиться? Но учитель неволен что-либо изменить. Поэтому каждый находит свой выход. Я для себя решила, что главное в школе – отношение к детям. Уважительное обучение. Обучение в достоинстве.  Но выход ли это?»


назад

Ассоциация Школьных Общественных Организаций
 Адрес: 050005, Алматы, ул. Тлендиева 59-31, Телефон: (8 727) 269 57 46 E-mail:

 ptakz@mail.ru


Фото-видеосъемка выпускных вечеров,школьных альбомов,love story,свадеб,
tv-рекламы и др. дизайн и разработка pachypodium@mail.ru
Сайт управляется системой uCoz