Заключение по итогам
проведения фокус-групп.
Бурова Е.Е., Давлетова А.


Задача проведения фокус-групп среди разных целевых участников заключалась в мониторинге понимания статуса, функций и возможностей ПС как относительно нового для казахстанской образовательной среды социального института. Фокус-группы были проведены с администраторами школ, преподавательским составом, родительской общественностью и экспертами в Алматы, Кустанае, Кокшетау, в районном центре Вячеславка и вызвали неподдельный интерес участников к проблематике обсуждаемых вопросов.

Для обсуждения с участниками фокус-групп были выделены следующие вопросы:


     Как показал анализ ответов участников из различных целевых групп, оценочные суждения относительно статуса, роли и функций ПС не являются однозначно определенными ни для какой из них. А это указывает на недостаточность информации о ПС для всех непосредственных субъектов, с которыми он призван взаимодействовать непосредственно – администраций школ, преподавателей, родителей.

     К основным задачам ПС участники ФГ относят самый широкий их спектр: от влияния на качество образования до организации хозяйственной деятельности школ.
Выделим функции, указанные участниками ФГ при обсуждении направлений деятельности ПС:

Какими должны быть отношения между
Попечительским советом школы и директором школы?

     ПС – советник в области законодательства. Не противопоставлять ПС и директора школы, а сотрудничать на основе поддержки, взаимопонимания, доверительных и деловых (а не личных) отношений, партнерства, справедливости, открытости, сотоварищества, субординации. Для этого должна быть строгая регламентация функций, разграничение обязанностей на демократической основе. В поле делового сотрудничества – проблемные вопросы, которые следует решать на основе согласительных процедур, заинтересованности в практическом конечном результате и с учетом согласования интересов разных сторон, с позитивным настроем.

По вопросу о субординации:
Между ПС и директором - партнерские отношения, взаимо отчетные + контроль средств по всеобучу.
ПС – абсолютно не зависим от директора. - ПС школы - выше директора, директор исполнитель.
Мнение ПС – приоритетно.
ПС должен нейтральным.
В конфликтной ситуации ПС не должен быть на стороне директора.

Функции Попечительского совета школы по отношению к учащимся:

- создание условий для комфортного обучения и развития; - помочь детям встать на ноги;
- не оставлять без внимания обращения детей со своими проблемами; выслушать детей; - формирование позитивного образа жизни для ребенка (престиж учебы, знаний);
- защищать от дезадаптированных родителей;
- занятость (досуговая и трудовая) детей;
- ребенок может прийти в ПС за поддержкой, но они не знакомы с этим явлением, не знают кто это или знают о ПС со слов родителя, классного руководителя;
- трудоустройство детей на лето, легализация трудовой деятельности (договора между ПС и предпринимателями, акиматом, маслихатом); - поддержка малообеспеченных учащихся;
- организация оздоровления всех категорий детей;
- разрешение конфликтных ситуаций между детьми и взрослыми (учителями, родителями, администрацией школы); - защита имущественных и неимущественных прав детей, представление интересов в различных инстанциях;
- выделение средств для дополнительного образования;
- стимулирование одаренных детей;
- знать социальный статус учащихся, индивидуальная работа с неблагополучными семьями;
- организация досуга, культурно-массовых мероприятий;
- привлечение волонтеров к работе с детьми;
- расширить возможности общения детей и взрослых, помочь приобретать им положительный социальный опыт сотрудничества;
- корректировать учителей, родителей по отношению к детям;
- защита;
- давать стимул учащимся методом поощрения (грант на обучение, помощь в поиске спонсора)
- иметь право исключать учащихся из школы;
- оказывать не только материальную, но и психологическую помощь и поддержку;
- финансовая поддержка малоимущих, одаренных и детей инвалидов
- финансовая поддержка одаренных учащихся;
- помощь в охране здоровья (поддержка больных детей);
- поощрение детей в личностных достижениях;
- ограждение детей от гонения учителей;
- отстаивание интересов детей
- поддержка положительных детских инициатив (выпуск книг, журналов, волонтерство, наставничество и т.д.);  - поддержка инициативных идей учащихся - защита прав и интересов учащихся
- создание хорошего психологического климата в школе;
- развитие индивидуальных возможностей;
- стимулировать развитие учащихся; стимулировать достижения учащихся.

Преимущества и недостатки (в таблице выделены серым фоном) деятельности ПС как юридического лица или
общественной инициативной организации, проявились в следующих мнениях:
Если Попечительский совет школы действует как юридическое лицо, то это… Если Попечительский совет школы действует как общественная инициативная организация без статуса юридического лица, то…
  •   регистрация в юридических органах;
  •   это строгая, уставная деятельность, которую признают все (ДО, МО, родители);
  •   орган самоуправления с определенными полномочиями, который действует в рамках устава;
  •   повышенный статус ПС - это общественная организация, негосударственная, значит должна быть сила/авторитет;
  •   более самостоятельная форма организации;
  •   наличие устава, счета в банке, штата, налоговая отчетность;
  •   лишнее время и затраты денег на штат (зарплата);
  •   обязателен штат (директор, бухгалтер, секретарь) + оплата налогов и должен быть юрист;
  •   трудно следить за изменениями з/ва, необходимо содержание специалиста (зарплата);
  •   защита интересов Попечительского совета;
  •   больше возможностей (больший статус в школе);
  •   прозрачность финансовых потоков, отчетность;
  •   действуем по бухгалтерским проводкам;
  •   финансовые проверки;
  •   новая организация – лишняя структура;
  •   больше полномочий и больше возможностей;
  •   больше прав;
  •   действия в правовом поле;
  •   прозрачность, меньше вероятности коррупции;
  •   статус ЮЛ вызывает больше доверия
  •   знание законов, своих полномочий;
  •   шире полномочия, шире возможность отстаивать интересы школы;
  •   больше ответственности за выполнение своего плана, отчетность;
  •   подмена понятий ПС не равен фонд;
  •   подчинение государственной иерархии;
  •   государственные органы следят за его деятельностью;
  •   шире возможности, возможность участвовать в грантах;
  •   участие в тендерах;
  •   меньше проблем, прозрачнее бюджет;
  •   вышестоящие организации образования должны придавать нам значимость;
  •   статус ЮЛ будет более авторитетная для госорганов;
  •   можно предъявлять требования к ним;
  •   если необходимо перечислить спонсорскую помощь, есть счет;
  •   легче лоббировать интересы школы;
  •   уменьшение конфликтных ситуаций;
  •   легче обеспечить защиту ребенка и школы;
  •   они сами могут потребовать регулярной проверки
  •   ПС теряет свою значимость;
  •   снижает свои возможности и статус;
  •   отсутствует контроль за деятельностью ПС;
  •   нет счета в банке, нет права распоряжаться финансами;
  •   меньше ответственности в плане выполнения своих планов;
  •   не могут проследить за расходованием внебюджетных средств;
  •   рассадник беспредела;
  •   меньше затрат на школу (создание удобного спонсорского счета);
  •   нет силы для действий;
  •   один из органов давления на статус директора;
  •   не ограничен уставом;
  •   никто не хочет брать инициативу на себя;
  •   маленький вес в обществе;
  •   формальное выполнение обязанностей;
  •   игнорирование мнений и требований;
  •   минимальная ответственность;
  •   нет прозрачности;
  •   нет стимула для работы;
  •   работа на общественных началах;
  •   действеннее (независимее);
  •   на общественных началах нужен хороший организатор;
  •   меньше вероятность оказания давления со стороны;
  •   не может никакая общественная организация контролировать юридическое лицо;
  •   превратятся в родительский комитет;
  •   годами бездействует;
  •   профанация – списочность;
  •   «дамоклов меч» который повис над школой;
  •   дополнительный контролирующий орган;
  •   решаем вопросы (мат-е), а фактически все, для ц.образования нас нет
  •   унизительно (анкетирование детей по вопросу сбора денег)
  •   более доверительные отношения со школой;
  •   больше прислушивается к мнению школы;
  •   свободная инициатива;
  •   гражданская позиция

ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА
ПОПЕЧИТЕЛЬСКОГО СОВЕТА?

«Желаемый» образ ПС в глазах общественности предстал в таких типичных для него действиях, как
Попечительский совет школы всегда стремится…
в масштабах сообщества:
  • сближать интересы школы и сообщества; 
  • к посредничеству между школой и социумом; 
  • формировать положительный имидж школы в социуме; 
  • укреплять связи с государственными структурами и социумом; 
  • связывать звенья школы и образования в целом; 
  • проводить PR-акции для социума; 
  • взаимодействовать с органами власти, бизнеса, преобразуя различные активы в средства фонда; 
  • искать внешнее финансирование, привлекать большие средства спонсоров; 
  • к благотворительности, меценатству; 
  • лоббировать интересы школы, детей, педагогического коллектива, родителей; 
  • к утверждению имиджа РК, как образованного общества;  
  • мотивировать родителей и общественность для поддержки образования; 
  • повысить качество образования; 
  • к повышению качества образования, обучения, здоровья;  
  • защищать интересы школы, учителей, учащихся, родителей на всех уровнях;  
  • быть авторитетом для социума; 
в области внутришкольных отношений:  
  • укреплять связи «школа – ученик – родитель»; 
  • осуществлять связь между родителями, детьми и педагогами; 
  • решать проблемные школьные вопросы («педагоги – директор»); 
  • помочь школе, детям, педагогическому коллективу; 
  • соблюдать и отстаивать права детей и педагогов; 
в рамках школы:
  • направлять развитие; 
  • направлять развитие;
  •  осуществлять стратегическое планирование;
  •  осуществлять контроль качества обучения;
  •  организовывать дополнительное обучение;
  •  координировать деятельность;
  •  организовывать мероприятия культуры;
  •  к рациональному расходованию средств;
  •  влиять на качество кадров;
  •  к улучшению качества образования;
  •  влиять на повышение качества учебно-воспитательного процесса, культурного и спортивного досуга;
  •  укреплять учебно-материальную базу;
  •  создавать благоприятный климат в школе;
  •  к улучшению условий жизни и материального положения школы;
  •  улучшать моральный климат школы;
  •  к внедрению здоровьесберегающих технологий;
  •  создать комфортные условия для обучения детей и комфортные условия для учителей, достичь; комфортности во всем (в отношениях, столовая);
  •  проводить оздоровительные мероприятия (бассейны) + усиленное питание;
  •  найти взаимопонимание с директором школы, исходя из средств, решать проблемы школы, не решаемые другим путем;
  •  стать опорой для школы;
  •  создать условия для здорового образа жизни
  •  контролировать доступ к информации о финансировании школы
применительно к родителям:  
  • заставить родителей выполнять свои функции;
  • встряхнуть родителей, чтобы они шли в ногу со школой;
  • работать с проблемными родителями;
  •  
применительно к учителям:  
  • обеспечить профессиональный рост учителя (курсы, семинары, книги, поездки на курсы …); 
  • поощрять педагогов;  
  • привлекать узких специалистов 
применительно к учащимся:  
  • к всестороннему развитию ребенка; 
  • чтобы было больше умных детей (интерактивное обучение, новые технологии); 
  • решать проблемы социально-проблемных детей; 
  • материально поддержать малообеспеченных и одаренных детей; 
  • к индивидуальному подходу к каждому учащемуся. 

Попечительский совет школы никогда не должен…
 
  • вмешиваться в уставную (юридическую) деятельность школы;
  • заниматься функциями обучения, вмешиваться в процесс обучения, вмешиваться в учебный процесс;
  • должны быть границы его внедрения в жизнь школы;
  • в ПС не должны состоять родители со стороны;
  • РК не равен ПС, ПС рекомендует РК как действовать, у ПС – периодическая деятельность;
  • некорректно отзываться о школе;
  • лоббировать личные интересы;
  • неразумно использовать финансовые средства;
  • вмешиваться в должностные обязанности администрации школы;
  • вмешиваться в кадровые перемещения в школе, в кадровую политику директора;
  • заниматься оперативным управлением;
  • вмешиваться в должностные полномочия директора (администрации школы), подменять собой директора школы;
  • оставлять без внимания родительскую общественность;
  • если будет бездействовать, то вообще не нужен;
  • у нас нет деятельности мы не представляем интереса для налоговиков;
  • государство пытается взять под контроль деятельность ПС;
  • вносить раздор в отношения между учителями – родителями – учениками;
  • обращать внимание на расовые, национальные признаки;
  • вмешиваться в учебный процесс;
  • вмешиваться в должностные обязанности директора школы;
  •  
 
  • заниматься финансовыми махинациями; 
  • нарушать закон; 
  • идти в разрез с интересами школы; 
  • нарушать устав (положение) о Попечительском совете, закон; 
  • осуществлять давление на педагогический коллектив и администрацию; 
  • вмешиваться в должностные обязанности администрации школы; 
  • подрывать статус учителей и классных руководителей; 
  • допускать коррупцию; 
  • давить на администрацию школы; 
  • злоупотреблять своими полномочиями; 
  • критиковать огульно (необоснованно); 
  • создавать конфликтные ситуации; 
  • «выносить сор из избы»;  
  • заниматься диктаторством; 
  • распространять отрицательную информацию о школе; 
  • нарушать права детей; 
  • выходить за рамки своих полномочий; 
  • нерационально расходовать средства; 
  • подменять собой родительский комитет. 
  • быть орудием сведения счетов.  

Школьники считают, что Попечительский совет школы это…
 
  • ничего не считают;
  • что ПС школы не может их защитить;
  • что ПС будут лезть в его жизнь;
  • что это очередной орган, собирающий деньги;
  • зависит от того, как преподнесут родители;
  • что это контроль за учителями;
  • «крыша»;
  • нет разницы с родительским комитетом;
  • связующее звено между учителями и детьми;
  • орган, который может помочь в решении конфликтных ситуаций в семье и школе, между учениками;
  • спонсор улучшающий жизнедеятельность школы;
  • главные спонсоры школы;
  • люди, заботящиеся о детях, о школе;
 
  • защита интересов школы;
  • орган для осуществления новых идей, куда они могут прийти со своими проблемами, идеями, инициативами;
  • группа взрослых, которая может поддержать их идеи;
  • люди которые могут отстаивать их интересы;
  • орган защиты прав ребенка;
  • поддержка моральная и материальная
  • те, кто печется о их защите, правах, образовании, воспитании;
  • телефон доверия;
  • орган, где можно получить помощь юридическую, психологическую;
  • орган защищающий их интересы, там, где им помогут;
  • что это оплата за учебу;
  • орган, куда они могут обратиться за материальной помощью;
  • авторитетный орган: их защитник; помощник; союзник; единомышленник, где их поймут, поддержат.

     Таким образом, как показал систематический анализ мнений участников фокус-групп, проблематика института ПС является актуальной и требующей разносторонней проработка, как на уровне законодательных инициатив, так и в плане инициирования ее разностороннего обсуждения в обществе (в СМИ, в учебных заведениях, в органах образования). Последнее важно потому, что в процессе обсуждения тема в фокус-группах отстаивались противоположные по смыслу представления о формате ПС, его структуре и функциях, полномочиях и действенности.

Попытка изобрести краткую «формулу» ПС привела к образованию такого концепта:

     ПС – орган общественного управления, избираемый в ходе демократичного обсуждения, приобретающий статус ЮЛ и выступающий своеобразным проводником («третейским судьей») в регулировании взаимоотношений между различными субъектами образовательного и воспитательного процесса в рамках сообщества. Цель деятельности ПС – содействовать процессу формирования интеллектуальной нации на основе гармонизации интересов личности, общества и государства.

Давлетова А.Д. кандидат психологических наук,
президент ОФ «ИКГ «Перспектива»


Бурова Е.Е. доктор философских наук, профессор, вице президент
ОФ «Информационно - консультативная группа «Перспектива»


Сайт управляется системой uCoz